Большинство людей, даже и ходящих в церковь, не понимают, что главное, что второстепенное. И так в каких-то своих представлениях о справедливости, о добре болтаются. А Самого Иисуса Христа не понимают. А раз не понимают, то и не принимают, потому что не видят. Так, какие-то вещи они усвоили из Евангелия, можно сказать, теоретические, и этого придерживаются. Слава Богу. Во всяком народе, как сказано в Писании, поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35). Конечно, приятен.
Допустим, у мамы два сынка. Один картёжник и пьяница, а другой хорошо трудится, водку не пьёт, не отжимает зарплату от семьи, вежливый, воспитанный. Но вот в церковь не ходит. А почему? А он не понимает – а что туда ходить-то, ноги отдавливать? Но он матери-то приятен своей. Она, когда рассказывает соседкам или сёстрам своим, которые спрашивают, как сынки, этого пьянчужку, который всё-таки ходит в церковь, стесняется, а этим безбожником гордится. Почему? Потому что она очень зависима от людей. А христианин должен зависеть только от Христа.
Вспомним, Христос говорил притчу о мытаре и фарисее. Там тоже такая коллизия: хороший, воспитанный, умный, начитанный человек, такой интеллигентный фарисей и такой, как бы сейчас сказали, коррупционер. Они как бы сталкиваются в одной притче. И Господь говорит, что вот этот мытарь ушёл более оправданным, чем фарисей. Он оказался ближе к Богу. Это не значит, что нужно обдирать своих соплеменников, нет, конечно. Но то, в каком состоянии души находится фарисей, это хуже. Причём настолько хуже, что хуже не бывает. А так спросить: «Ну а что я такого сделал?» «Такого» ничего. Но ты сам по качеству души – барахло. Ты не можешь быть христианином. Вот в этом всё и дело. А Господь хотел, чтобы Церковь состояла только из таких людей, как апостолы.
Протоиерей Димитрий Смирнов
(2)