О ВОСПИТАНИИ (Часть1).

Священник Михаил Ермаков

Любые взаимоотношения между людьми – это живое неповторимое творчество. Творчество честное, открытое, основанное на любви. На самом деле, отношения можно выстраивать и «на игре»: взрослые играют свою роль, дети свою… Игра может служить прекрасным инструментом для прививания навыков ребёнку, через игру можно очень эффективно проходить нелёгкий учебный процесс, но в семье это может привести скорее к отрицательным последствиям…

В одной статье крайне трудно вместить то, что требуется разъяснить, потому что приходится бесконечно договариваться о терминах. Например, понятие «игра» не означает, что с детьми не стоит «дурачиться», веселиться и озорничать, — под словом «игра» я подразумеваю лицемерие и лживость во взаимном общении. Это не означает, в свою очередь, что дети должны знать весь спектр взрослой жизни, наоборот, скорее ребят нужно как можно дольше оберегать от цинизма взрослого мира. Уже на этих двух примерах мы можем увидеть, что нам необходимо всё анализировать, продумывать и постараться предельно честно услышать друг друга. Нам – то есть взрослым, воспитателям, педагогам и священникам.

Беда в том, что в такое фундаментальное понятие в воспитании как «любовь» мы тоже вкладываем разный смысл. Кто-то ищет вдохновение в старом времени: патриархальность, традиции, «светлое» прошлое. Другие — в гениях педагогики и психологии: Макаренко, Януш Корчак, Виктор Франкл…. Третьи — в «церковности»: обрядоверие в поведении, в общении, ритуализированное мировоззрение. Здесь также необходимо объясниться: традиции, гении и религиозная жизнь не несут в себе зла (по крайней мере до той поры, пока они сами не становятся идолами, не ставят себя на место, принадлежащее только одному Богу).

Патриархальность в свете Христовом является могучей опорой по жизни, но как только она превращается в идеологию – оттуда постепенно уходит любовь и ей на смену приходит деспотизм, замкнутость, ожесточение.

Педагогическая система является высотой красоты, торжеством ума и гуманизма и чаще всего неподдельной любви, пока, как правило, жив её вдохновитель, её архитектор. После смерти автора его идеи истощаются до системы, живущей мертвыми шаблонами и клише, пока не находится новая харизматичная личность, кто может в новом преломлении использовать идеи покойного творца.

И последнее: религиозность является спасительной, если она не становится служанкой человеческих страстей. Сразу на память приходит «Великий инквизитор» Достоевского. Мне, как православному христианину, думается, что настоящая любовь раскрывается во Христе, и последние строки этой статьи мне хочется посвятить разговору об этом.

Спаситель «трости надломленной не преломил, льна курящего не угасил» (Исайя 42:3), Он никогда не ломал волю Своих учеников. Так нередко бывает, что мы пытаемся больше «подломить» своих детей, чтобы они были теми, кем мы считаем должен быть нормальный человек. Я подчеркиваю: это только в нашем видении, пускай и справедливом. Нужно всеми силами постараться (по мысли владыки Антония Сурожского и упомянутого Януша Корчака, а также Виктора Франкла) вслушаться в своего ребенка, постараться уловить, какой человек пришёл в этот мир, кого Господь воззвал к жизни. Мы должны принять, что любая личность есть не только плод слияния наших генов, любви, потраченных сил и терпения, но в первую очередь — это Божий сын или Его дочь.

И, да, нужно постараться в друг друге увидеть братьев и сестёр, даже в бабушке, дедушке, маме и папе, и, конечно же, в своем сыне или дочери. Увидеть и помочь вырасти в свою уникальную и удивительную меру, какую положил нашему ребёнку Бог.

(7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *